Авторские права в интернете

 

Из данной статьи вы узнаете о защите и нарушении авторских прав в Интернете. Если вдруг ваш товар заблокирован на Glopart, вас попросят подтвердить авторское право. Как защитить авторские права в интернете, рассмотрим в статье.

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Каждый день в сети интернет появляются оригинальные публикации

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Объекты авторских прав

Объектами авторского права в интернете являются:

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Музыка является одним из объектов авторского права

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

Не могут являться объектами авторского права следующие материалы:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель — это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения либо соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике возникают ситуации, когда автор должен доказать авторство на свой рекламный слоган.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, закреплёнными в ст. 12 ГК РФ, защита рекламного слогана может осуществляться специальными способами.

Ст.1259, Гражданский кодекс РФ

Основные способы охраны

Основные способы охраны

Публикация

В России выработан следующий подход: зачастую авторство произведения определяется исходя из даты публикации. Следовательно, то лицо, которое опубликовало произведение раньше, и будет признано судом автором. Именно поэтому автору рекомендуется для надежности опубликовать произведение и желательно в нескольких местах: у страниц в Интернете есть дата, и суд сможет сделать вывод, где публикация была раньше. Неопубликованные произведения, хотя по ГК РФ и защищаются, но в сети «Интернет» это будет сделать намного сложнее.

Депонирование

Как мы уже знаем, объекты авторского права не требуют регистрации и охраняются с момента создания, что отличает их от объектов промышленной собственности. Вместе с тем авторам и правообладателям, использующим произведения в сети «Интернет» рекомендуется прибегнуть к такой мере, как депонирование произведения. Его суть в том, что экземпляр произведения фиксируется в негосударственной организации, а автору выдается на руки документ, подтверждающий факт депонирования: дату, когда экземпляр произведение был зафиксирован; что за произведение там находится и т.д. По сути это аналог государственной регистрации интеллектуальной собственности.

Если требуется таким образом обеспечить охрану программе для ЭВМ, то для них в законе в качестве исключения допускается регистрация. Сведения будут внесены в соответствующий реестр ФИПС. См. сайт ФИПС:

Такая процедура позволит доказать авторство в сети «Интернет», поскольку очень часто на практике с этим возникают проблемы. Депонирование можно сделать как используя специализированные веб-ресурсы (в частности, см. ), так и в Российском авторском обществе (РАО). Процедура, как правило, платная, однако надежная.

Использование знак охраны авторского права

Классическим методом охраны произведения является выставление знака копирайта (о нем см. основную статью), который включает три элемента:

  1. Символ ;
  2. Имя для физического лица или наименование для юридического;
  3. Дата первой публикации.

Таким образом, для уведомления о наличии исключительных прав на сайт можно выставить внизу страницы: «Сергей Александрович Иванов 2022». Аналогично знак можно ставить в конце публикуемого видеоролика.

Функция знака по большому счету уведомительная, однако в суде можно указать на то, что нарушитель знал о наличии у сайта конкретного владельца и о запрете использовать объект без его разрешения. Поэтому можно будет утверждать, что правонарушитель действовал с конкретным умыслом.

Фото 1

Как скачать онлайн сертификат о регистрации авторского права

Внимание! Процедура регистрации авторского права занимает всего до 10 минут времени.

Перейдя во вкладку Произведения, вы можете увидеть следующее:

Если в статусе стоят часики, значит еще идет процесс проверки.

Как только статус меняется на знак копирайта, значит ваше авторское право подтверждено.

Чтобы сохранить онлайн сертификат о регистрации, кликните в окне произведения на его наименование, и справа нажмите на кнопку Онлайн сертификат.

Через кнопку Получить у вас появится возможность сохранить его в папку на свой компьютер. Напоминаю, чтобы сохранить этот документ на компьютер, необходимо заплатить 98 рублей.

Простые методы сохранности авторских прав на информацию, размещаемую в интернете

А теперь посмотрим на вопрос сохранности авторских прав с другой стороны. Предположим, мы сами создали уникальный контент (текст, видео, музыку, стихи и т.п.). И разместили свои уникальные данные в интернете на своей странице, принадлежащей нам. Или  на чужой странице. Это неважно где мы разместили, главное, что разместили.

Как сделать так, чтобы за нами, именно за нами, за теми, кто создал этот уникальный контент, сохранились наши авторские права? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Вроде бы, что тут проще? Перед размещением информации в интернете убеждаемся, что подобного пока еще нет в интернете, используя разные сервисы по проверке уникальности наших данных. И вслед за этим размещаем наши тексты, видео, музыку, стихи и прочее.

Но не все так просто. А если чуть позже кто-то скопирует созданные нами уникальные данные? Перепостит их, причем от своего имени, «забыв» случайно или сознательно забыв указать истинного автора? Почему бы и нет?!

При нынешнем распространении гаджетов и интернета достаточно долей секунды, чтобы уникальная информация многократно была продублирована в интернете. Причем эта информация может быть размещена уже от имени самых разных людей, чаще всего не имеющих никаких прав на размещаемые данные.

И как потом доказывать, кто автор? По времени публикации в интернете? Так ведь это не аргумент в юридических спорах…

Опытные авторы, многие из которых уже прошли жестокую «школу» потери авторских прав в интернете, рекомендуют довольно простой способ, как сохранить свои авторские права перед размещением их в интернете. Например, предлагается распечатать созданный текст, запечатать его в конверт и отправить самому себе по почте. Да-да, отправить обычной почтой, которая ставит штемпели на конвертах при пересылке корреспонденции. И только по получении по почте своего собственного письма, не вскрывая его, хранить у себя. После этого можно уже публиковать этот же текст в интернете. На руках останется письмо со штемпелем, доказывающее первичное авторство размещенного в интернете текста.

А если предполагается публикация не текста, а видео, музыки, презентации с элементами мультимедиа и прочего, что «не ложится на обычную бумагу»? Ну и что? Тогда автор такого мультимедиа контента должен записать его на CD/DVD-диск (хоть это и уже устаревающий способ записи подобного рода данных) и опять же отправить данный диск обычной почтой самому себе (с описью вложения и с проверкой вложения, говоря языком почты). Вероятно уже не письмом, а бандеролью – это уже почта решает, каким быть данному почтовому отправлению. И размещать информацию в интернете следует только после получения отправления на почте. После того, как почтовое отправление прошло все «почтовые пути» от приема корреспонденции в почтовом отделении из рук автора до вручения этого же почтового отправления этому же автору.

И хранить подобные почтовые отправления нужно, не распечатывая их. Чтобы потом, в случае возникновения юридических споров об авторских правах, предъявить эти нераспечатанные отправления со штемпелями почты в соответствующие органы, например, в суд. Там уже кто надо и как надо распечатает эти отправления и убедится, что внутри находится ваша неповторимая интеллектуальная собственность, теперь уже распечатанное авторское право!

Видео «Как защитить сайт и контент от копирования. Авторское право.»

Авторское право (копирайт) в интернете

К сожалению, надеяться на столь благоприятное развитие событий не приходится, тем более, что на постсоветском пространстве вера в светлое будущее почила в бозе. Мы надеемся только на себя, поэтому я и решил разведать, как именно можно официально закрепить копирайт (авторские права) на тексты за собой, ну и заодно узнать побольше об этом понятии.

Сразу оговорюсь, что приемлемого решения проблемы я для себя не нашел, но возможно, что описанное ниже наведет именно вас на истинный путь джедая (борца с темной стороной силы). Точнее говоря, то решение, что имеет быть сейчас, меня не устраивает чудовищной волокитой и, возможно, пустой тратой времени и денег. Судебная система у нас, мягко говоря, не так эффективна, как в штатах, где на копирайтах делают целые состояния или приумножают уже существующие.

Однако, само понятие авторского права на интеллектуальную собственность зародилась именно в буржуляндии и термин Copyright перешагнул порог в две сотни лет. Первые законодательные акты на эту тему были приняты еще в конце восемнадцатого века. Сначала под защиту попали интеллектуальные права литераторов, чьи книги выходили в печать.

Затем под знак копирайта подвели композиторов, художников, фотографов и, наконец, кинематографистов. Ну, а в конце двадцатого века, в связи с бурным развитием компьютеров, под защиту попали и программные продукты.

Слово Copyright, собственно, и обозначает авторское право (что это?). Но в наши дни вы можете встретить производное от него слово копирайтер, что в свою очередь обозначает человека пишущего уникальные тексты (например, в таких биржах как Адвего, Текстсейл или Етхт) в противовес рерайтерам, которые просто слегка изменяют уже существующие тексты. В связи с этим иногда под копирайтом понимают заказ на написание уникальных текстов (в противовес, например, рерайту или уже упомянутому копипасту).

На самом деле то, во что сейчас превратился закон о копирайте, не устраивает многих людей в мире, которые в общем-то ничего не имеют против того, чтобы автор интеллектуальной собственности получал заслуженное вознаграждение, но во многих случаях ограничения, наложенные интеллектуальной собственностью, сильно надуманы и замедляют в целом прогресс человечества.

Как говорится, любое благое начинание можно превратить в инструмент неограниченного обогащения. В этом случае я согласен, что лейблы и прочие крупные владельцы патентов на интеллектуальную собственность просто зарвались и хотят получить бесконечно много денег за труд, который по-любому столько не стоит.

Но вот относительно защиты авторских прав владельцев сайтов в интернете я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения. И тут есть ряд причин, которые разительно отличают ограничения на Copyright от лейблов (киномагнатов и прочих власть- и деньго-предержащих) и ограничение на тиражирование от автора уникальных текстов выложенных в интернет.

Ну, сидите сами. Не надо быть Робин Гудом, чтобы украсть у меня текст (который я, между прочим, пару дней честно писал, вычитывал и всячески причесывал) и сделать его доступным людям на своем заштатном, малоизвестном и никем не почитаемом ресурсе (ГС). Он и у меня на доступен всем желающим для прочтения, осмысления и выражения своего мнения в комментариях. Зачем?

А я вам скажу. За тем же, за чем и совершается любая другая кража — попытка обогащения за счет других. Воровство, оно и в Африке воровство. Но в то же время под закон о копирайте попадет и обычный пользователь скачавший трек бесплатно и не там, где это разрешено правообладателем. Он вор? Да нет, конечно. Но с точки зрения закона, во втором случае обычный человек будет противостоять монстру индустрии, а в первом случае (кража теста с ) — вероятность понести заслуженную кару не в пример меньше.

Ведь я не монстр индустрии, а обычный вебмастер, каких тысячи, а тот кто может (и, по моему мнению, должен) вмешаться — бездействует. Я говорю о поисковиках, ведь сайты не появляются сами по себе — они являются плодом труда, пота и даже слез вебмастеров, которых при этом безжалостно обирают копипастеры (как липку обдирают). Поисковики зарабатывают очень много денег на агрегации информации с интернет проектов и одновременно не хотят потратить малую толику на наведение порядка в «датском королевстве».

Не знаю как, не знаю возможно ли это в принципе, но я бы вступил в профсоюз вебмастеров, когда он появится. Для нас (владельцев интеллектуальной собственности в виде текста или другого вида контента на сайтах) поисковики выполняю роль государства (мы полностью от них зависим), но очень странного государства, где вор и праведник стоят на одной чаше весов.

Думаю, что в финансовом плане поиску не выгодно отделять зерна от плевел, но с моральной точки зрения и с точки зрения чистоты поисковой выдачи сделать это было бы здорово.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://zakon.temaretik.com/1212155728254470294/avtorskie-prava-v-/
  • http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/zashhita-avtorskix-prav-v-internete/
  • https://denezhnye-ruchejki.ru/kak-zashchitit-avtorskie-prava-v-internete/
  • https://www.inetgramotnost.ru/polezno-znat/avtorskie-prava-v-internete.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/seo/kopirajt-znak-copyright-na-sajte-kak-zashhishhat-avtorskoe-pravo-teksty-kopirovanie-internete.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий