Аналоговый тахограф как пользоваться

 

Узнать, как правильно пользоваться тахографом, можно ознакомившись со статьей ниже. В ней описывается порядок использования не только цифрового, но и аналогового тахографа, поскольку использование последнего в 2022 году еще не до конца исключено. При перевозке коммерческих грузов умение правильно пользоваться тахографом поможет водителю магистрального грузовика в разрешении споров с администрацией компании.

Содержание

Аналоговый тахограф

При работе аналогового устройства используется специальный диаграммный диск — шайба, которую необходимо правильно заполнять.

Перед тем как вставить шайбу в тахограф, водитель заполняет следующие данные:

  • ФИО;
  • место отправления;
  • дата отправления;
  • гос.номер транспортного средства;
  • начальные показания одометра;

Водитель начинает работу согласно графику. После окончании рабочей смены шайбу следует извлечь и вручную заполнить следующей информацией:

  • место прибытия (населенный пункт);
  • дата окончания рабочей смены;
  • конечные показания одометра;
  • общий пройденный километраж за рабочую смену.

Заполненная шайба должна храниться у водителя не менее 28 дней.

Если на ТС стоит аналоговый тахограф — как пользоваться?

Режим запуска начинается с следующих манипуляций:

  • 1. После начала рабочей смены водитель заполняет тахошайбу, он же рабочий диск. Ему необходимо правильно ввести информацию о своих персональных данных (ФИО), начальном пункте выезда, конечном пункте приезда транспортного средства, дату начала и конца рабочей смены. А также номер государственного регистрации авто, указать значение разности пробега, пройденного пути и т.д.
  • 2. Далее необходимо шайбу вставить в тахограф, учитывая пазы, и аккуратно закрыть крышку.
  • 3. Отмечаем начало рабочей деятельности — пиктограмма с рисунком «Два молоточка».
  • 4. После начала движения, прибор автоматически переключается на режим «Вождение» — визуально рисунок «Руль».
  • 5. Режим «Отдых» придется вручную, а уж затем водитель может остановиться и отдохнуть.
  • 6. Тахошайба второго шофёра в это время должна находится режиме «Другая работа» — пиктограмма «Перечеркнутый квадрат».

Устройство тахографа

Тахограф представляет собой небольшое по размерам устройство, внешне напоминающее либо магнитолу, либо спидометр, если тахометр круглый. Его главной задачей является фиксация работы двигателя и скорости передвижения. Контроль осуществляется прежде всего в интересах экипажа транспорта, а также для общей безопасности всех участников движения. Если тахограф механический, то все данные записываются на пленку, если цифровой, то на карту памяти.

По российскому законодательству обязательным к использованию являются цифровые тахографы, так как  подделка данных таких устройств практически невозможна. Доступ к считыванию информации должен быть только у определенных сотрудников предприятия.

Устройство состоит из следующих деталей:

  • панель управления с дисплеем — для возможности настройки и наблюдения за прибором;
  • устройство для печати — работает по принципу кассового чека, выводя данные на термоленту;
  • считыватель карты тахографа — для идентификации водителя;
  • GPRS модем — для передачи информации на сервер;
  • датчик движения — с него данные передаются в зашифрованном виде, что полностью исключает возможность фальсификации;
  • пломбы одометра, часов и переключателя констант.

Внутрь устройства вмонтирован приемник сигналов глобального позиционирования, в России это система ГЛОНАСС. Для подключения бортового самописца достаточно штатной автомобильной электропроводки. Все измерения проводятся собственными датчиками тахометра, независимо от показаний приборов автомобиля.

Если у вас предприятие

Частные организации обязаны следить за качеством работы самописцев, производить их калибровку, ремонт и техническое обслуживание. Контроль за соблюдением режимов движения и отдыха производится предприятием раз в 1-2 месяца. Так, выгрузка данных из карты водителя осуществляется не реже, чем раз в 28 дней. Что касается самих тахографов, с них данные выгружаются раз в один год. Полученная информация должна храниться в базе данных на протяжении 365 дней и быть доступной для проверки. Срок действия сертификатов карт предприятия – три года. До истечения этого времени организация должна получить новые чипы для водителей. Сам блок тахографа подлежит регулярному техническому обслуживанию. ТО должно производиться не реже, чем раз в 2 года. При выявлении неисправности блок ремонтируется или списывается. В последнем случае предприятие должно записать всю сохраненную в блоке информацию. Информация не должна удаляться на протяжении одного года. Данные про утилизацию устройства организация направляет в ФБУ «Росавтотранс». Можно ли пользоваться водителю тахографом без карты? Езда без сертифицированного чипа приравнивается к неисправности блока. При проверке транспортная служба или сотрудник ГАИ имеет полное право выписать штраф. Его сумма составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

О карте водителя

Прежде чем рассказать, как пользоваться тахографом, пару слов о карте водителя. Она представляет собой чип с фотографией владельца, а также информацией о его дате рождения, месте жительства, Ф.И.О. и т. д. Карта водителя непосредственно взаимодействует с контролирующим устройством. Перед тем как пользоваться цифровым тахографом, нужно иметь годный чип. Срок его получения – две недели (максимум - один месяц). Для этого водителю нужно предоставить следующие документы:

  • Паспорт.
  • Идентификационный код.
  • СНИЛС (Страховой номер).
  • Водительское удостоверение.

Стоимость изготовления данного чипа в России составляет от четырехсот до полутора тысяч рублей. Вместе с ним выдается индивидуальный ПИН-код.

Как пользоваться тахографом с картой водителя?

Выполняя простую инструкцию любой шофёр, имеющий чип-карту, сможет понять как правильно пользоваться тахографом с картой водителя. Купить карту водителя по самым выгодным ценам — — самые быстрые сроки изготовления и доставки.

Первое с чего начинается работа цифрового тахографа — с пуска, т.е правильной его активации. Автоводителю необходимо совершить такие последовательные действия:

  • 1. Повернуть ключ зажигания. Признаками запуска оборудования является его подсветка. Далее, необходимо правильной стороной вставить карту водителя. Делается аналогично пластиковой банковской карте — «Чипом вверх».
  • 2. После чего переустанавливаем карту — вводим PIN-код. При неправильном введении цифр, тахокарта блокируется. Для ее запуска (восстановления) необходимо набрать PUK-код, который шел вместе с картой в конверте при ее выписке.
  • 3. Сотрудник вводит информацию о том, что он делал до начала рабочей смены. Необходимо пометить режим «Отдых» или «Работа».
  • 4. Большинство моделей автоматически фиксируют режимы после ввода данных. Следовательно, когда автомобиль работает — автоматически поддерживается режим «Работа», независимо передвигается ТС или нет. При движении авто на тахографе включается режим «Вождение» — визуально пиктограмма «Руль».
  • 5. При выключении зажигания аппарат автоматически включает режим «Отдых» или же этот режим выбирается вручную, все зависит от модификации тахографа.
  • 6. Окончив рабочую смену, необходимо извлечь тахокарту из слота.

Как распечатать

Как показывает практика, проверить распечатку, характеризующую режим труда и отдыха водителя может любой сотрудник ГИБДД.

Хотя по этому поводу создано множество дискуссий, касающихся следующих нюансов:

  1. В документах, регламентирующих права и обязанности полицейских нет сведений, касающихся ситуации, когда они должны запрашивать у водителя документы на тахограф.
  2. В ПДД для водителей, по этому поводу тоже нет никакой информации. Согласно п. «Общие обязанности водителя», они должны иметь при себе и передавать на проверку документы, разрешающие управление, допуск на осуществление перевозок, а также документацию на перевозимый груз.

Но, несмотря на это, знать, как снять показания в виде распечатки должен любой водитель.

Порядок действий в данном случае осуществляется следующий:

  1. Войти в главное меню, нажатием клавиши «Enter».
  2. Выбрать опцию, называющуюся «Печать», обычно она находится в начале списка.
  3. Выбрать один из двух вариантов: для водителя или автомобиля. Разница заключается в том, что печать сведений и транспортном средстве выводит информацию, касающуюся пути следования машины и не затрагивает режим труда и отдыха водителей.
  4. Следующий пункт определяет выбор следующих параметров:
    • технические данные ТС;
    • срок который автомобиль находится в пути
    • перечень нарушений или ошибок ПДД, совершённых водителем
    • превышение скоростных режимов
    • отклонение от установленных временных рамок, проведенных за рулём.
  5. Далее, следует выбрать пункт «Принтер» и нажать «ОК».

Согласно проведённым опросам водителей, чаще всего инспектор запрашивает для проверки следующие сведения:

  1. Перечень технических характеристик ТС для сравнения с информацией, приведённой в калибровочной таблице устройства.
  2. График управления ТС, распечатанный с карты водителя или автомобиля.
  3. Все ошибки и нарушения, совершённые в процессе эксплуатации тахографа.

Этап №1 Водитель в начале рабочей смены перед тем как вставить Диаграмный диск в тахограф заполняет поля:

Фото 2
  • ФИО:  Егоров В.А.
  • Место отправления транспортного средства:  Москва
  • Дата начала рабочей смены:  
  • Гос. Номер транспортного средства:  М307ВУ199
  • Показания одометра на начало рабочей смены: 10520, обратите внимание показания вписываются в среднее поле. Это сделано для удобства вычисления общего пройденного пути в конце рабочей смены.

Далее Водитель начинает движение согласно графику режима труда и отдыха водителя.

Общие сведения

Тахографы — устройства, фиксирующие параметры рейса водителя, работающего на транспортном средстве по договору найма. С их помощью контролируется его трудовой день.

Эти приборы подразделяются на более старые, аналоговые, и более современные, цифровые. В настоящее время в общем случае использование более старых моделей аналогового образца уже не допустимо.

Водитель может иметь на своем ТС лишь цифровые устройства. Можно использовать аналоговые тахографы в 2022 году лишь в одном случае, когда это устройство отвечает европейским требованиям (ЕСТР) и если сам автомобиль имеет право пересекать российскую границу.

Основные понятия

Тахограф — бортовой аппарат, устанавливаемый на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, которые включают восемь посадочных мест и более.

Эти устройства предназначены для того, чтобы определять основные параметры данного рейса транспортного средства.

Тахограф устанавливает пройденное расстояние, фиксирует потраченное на поездку время и вычисляет скорость устройства.

Помимо этого он запоминает, сколько времени в течение суток у водителя или водителей ушло на работу и отдых. Его назначение — защита трудовых прав водителя, прибор не допускает нарушения им режима труда.

На какие типы делится по конструкции

По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.

Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.

Далее на этот носитель с помощью иглы самописца заносится информация о его движении в течение суток.

Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.

Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.

Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.

Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.

В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.

С 2022 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.

Законодательная база

Законодательная база по вопросу эксплуатации тахографов и замены аналоговых устройств на цифровые включает:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • приказ Минтранса №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…», принятый 13 февраля 2013 года
  • приказ Министерства транспорта «О порядке оснащения транспортных средств тахографами», принятый 21 августа 2013 году, включая изменения от 28 декабря 2022 года;
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)c.

Как пользоваться тахографом? Пошаговая инструкция

В начале рабочей смены водитель устанавливает в устройство индивидуальную карту. Она вставляется в первый слот. Карта водителя должна быть повернута чипом вверх. После того как она вошла в устройство, требуется ввести ПИН-код. Важно помнить эти цифры наизусть либо иметь записку. В противном случае при неверно введённом пароле карта заблокируется. Устройство предложит ввести PUK-код. Он идет в комплекте с вашей картой.

Отметим, что чип водителя имеет определенный срок службы (3 года). По его истечении требуется получить новую карту. В противном случае за езду с просроченным чипом полагается штраф. Когда карта установится в разъем, на экране цифрового тахографа будет отображаться ФИО ее владельца, то есть водителя. Если на экране ничего не отображается, вероятно, чип вставлен не до конца. Проверьте правильность установки – карта должна входить с характерным щелчком.

Далее необходимо ввести данные о том, где вы находились до начала смены, выставив:

  • Режим отдыха.
  • Режим работы.

После ввода данных водитель может продолжать движение. В это время устройство автоматически перейдет в режим вождения. На пиктограмме тахографа отобразится иконка руля. После остановки необходимо проверить текущий режим на цифровом дисплее. При выключении зажигания цифровой тахограф автоматически переходит в режим отдыха. Можно его переключить вручную. Для этого требуется нажать соответствующую кнопку (на тахографах она бывает разного типа). По окончании смены требуется вынуть карту из записывающего устройства.

Как подключить тахограф самому

Первое, что бросается в глаза когда держишь в руках руководство по эксплуатации тахографа это надпись «Инструкция для мастерской». Таким образом, производитель ещё раз подчёркивает запрет на самостоятельную установку и подключение устройства.

Данное условие прописано в требовании ФЗ № 99 от г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 13. Кроме этого документа, характеристика дублируется в Постановлении Правительства РФ от г. № 313 «Положение о лицензировании».

Помимо этого, подключить прибор самостоятельно не получится, так как для этого необходим уникальный код доступа к СКЗИ, хранящийся в ФСБ и предоставляющийся по официальному запросу. Сделать этого без лицензии на занятие аналогичной деятельностью не получится.

Порядок действий при пользовании Аналоговым тахографом.

1) В начале рабочей смены, водитель ОБЯЗАН заполнить Диаграммный диск (Тахошайбу) правила заполнения

2) После чего тахошайба вставляется в тахограф, Для вставления шайбы в тахограф необходимо открыть крышку лицевой части панели аналогового тахографа и вложить тахошайбу согласно пазам, далее закрыть крышку панели.

3) Выставляется Режим работа «пиктограмма Два молоточка» (начало трудовой деятельности)

4) Начинается движение ТС, тахограф автоматически переключается в Режим вождение  «пиктограмма Руль»  (начало вождения), обратите внимание ручка переключения режимов остается в режиме работа   при движении переключения не допустимы.

5) Останавливаясь на отдых, водитель должен в ручную переключить ручку с режима работа   в режим отдых   «пиктограмма Кроватка» начало отдыха, после чего выходит из транспортного средства для осуществления отдыха.

6) Вернувшись, водитель переключает ручку положения режимов, с режима отдых   в режим работа  и начинает движение.

Обозначения на приборе

Эксплуатация устройства осуществляется путём выведения на экран пиктограмм, обозначение которых можно понять без знания иностранных языков.

По состоянию на 2022 г. расшифровка обозначений, показанных на дисплее, едина для всех устройств:

  1. Соотношение использующейся карты с выполняющимися действиями.
  2. Режим, в котором находится тахограф.
  3. Продолжительность действия.
  4. Отображение оборудования, которое анализируется.
  5. Редкие, специфические случаи.
  6. Сведения о различных ситуациях, случающихся в пути следования транспортного средства.
  7. Определение времени.
  8. Комбинированная пиктограмма, обозначающая различные ситуации.
  9. Отображение используемой карты.
  10. Метод и время вождения.
  11. Описание документа, подготовленного к распечатке.
  12. Наименование события показанного на дисплее.
  13. Возможные неисправности, которые могут произойти в процессе эксплуатации тахографа.

Зная эти знаки, разобраться в условных обозначениях по силам даже новичку, ни разу не сталкивавшемуся в данным прибором.

Инструкция по эксплуатации

Фото 3

Инструкция по эксплуатации тахографа, установленного на фуре, грузовике или автобусе должна быть в каждом автомобиле. Это условие не регламентируется российским законодательством.

Но мотивировать его можно тем, что наказание за неумение пользоваться тахографом расценивается как нарушение следующих требований:

  1. Ст. 12.5 п.1 КоАП РФ «управление ТС при наличии неисправности или условия, запрещающего его эксплуатацию».
  2. Ст. КоАП РФ «Управление ТС или выпуск на линию без установленных средств технического контроля…».

Таким образом, если инспектор ДПС или любое другое лицо, уполномоченное осуществлять данную проверку, остановит автомобиль и выяснится, что водитель-новичок не обучен работе с тахографом.

Он имеет законные основания применять в отношении его, собственника или лица, ответственного за выход машины за пределы гаража, любое из представленных мер наказания. Поэтому настоятельно рекомендуется возить в бардачке инструкцию по эксплуатации прибором.

В качестве примерного ознакомления с данным руководством ниже приведён пошаговый механизм осуществления действий водителя, начиная с выезда из гаража:

  1. Внешний вид цифрового тахографа «DTCO 1381» по версии на примере которого будет показан весь мануал.
  2. Карта водителя вставляется в слот № 1 до упора, при этом нужно немного подталкивать её по направлению движения. В случае необходимости, карта второго водителя вводится во второй слот, расположенный правее. Располагаться она при этом должна так, чтобы чип «смотрел» вверх.
  3. В процессе ввода водительских карт, на экран будут выводиться следующие обозначения.
  4. Появляется строка, запрашивающая согласие на ручной ввод данных. Если это необходимо нужно нажать «Да» или наоборот. Обычно это требуется в случае если режим занятости ранее не регистрировался на карте. В данном случае его нужно вписать в архив, подтвердив самостоятельный ввод сведений.
  5. В данном случае обязательно нужно установить режим «Отдых» в конце своей смены. В противном случае, устройство автоматически будет продолжать запись как в рабочем режиме.
  6. Вариант выводящихся на экран алгоритмов при отказе от ручного ввода сведений.

Наиболее распространённые ошибки в использовании тахографа при передвижении по территории России, происходят следующим образом. Извлекая карту из слота, водитель не должен забывать переводить запись в режим отдыха.

Выполнить последующие действия, наступившие после отдых и смены напарника, достаточно просто:

  1. Вставить карту.
  2. Выбрать ручной ввод режима отдыха.
  3. После того как данные обновились начать движение.

С картой СКЗИ

Общий принцип действий водителя при работе с цифровым устройством, использующим карты описан выше.

Однако, кроме этого необходимо подчеркнуть ещё ряд нюансов, встречающихся на некоторых типах тахографов, знание которых является обязательным:

  1. После того как карта введена в слот, необходимо ввести пин-код. Ошибочное введение кода несколько раз подряд блокирует её. Разблокировка может быть выполнена только вводом второго пароля, именуемого «PUK-код», выдающегося вместе с конвертом в котором была помещена карта в момент выдачи.
  2. Следует учитывать, что водительские карты имеют определённый срок действия, поэтому за этим нужно следить и заблаговременно получать новую.
  3. После того как карта вставлена и введён код, на дисплее должна появиться Ф.И.О. водителя. Если этого не произошло, нужно удостовериться что она вошла в слот полностью.
  4. При заведённом двигателе, запись всегда будет вестись как в рабочем режиме. Проверить текущее состояние можно на дисплее устройства.
  5. После того как двигатель остановлен, некоторые приборы автоматически переходят в режим «Отдых», другие требуют ручного переключения.
  6. Закончив движение, водитель вынимает свою карту, нажав на клавишу.

Следует учитывать, что ряд манипуляций строго запрещён и может привести к сбору ошибочных сведений или выходу из строя прибора.

Наиболее распространённые ошибки представлены далее:

  1. Управлять ТС без вставленной и активированной водительской карты.
  2. Вставлять её в процессе движения автомобиля. Данное требование касается как первого, так и второго водителя.

В случае начала движения без карты, устройство подаст предупреждающий звуковой сигнал и выведет на дисплей следующую запись: «Управление без соответствующей карты».

Без СКЗИ

Принцип работы с евротахографом идентичен. В нём, как и ранее, используется личная карта водителя, обеспечивающая индивидуальный контроль за автомобилем вовремя его вождения. Различия между СКЗИ (средства криптографической защиты информации) и ЕСТР (европейский стандарт тахографии) заключаются в том, что  на первом устройстве сведения записываются на уникальный блок СКЗИ.

Он в свою очередь зашифрован по современной технологии и подлежит сертификации в ФСБ, согласно указанному ранее ФЗ № 99. Использоваться данный прибор может только на территории РФ.
Что такое калибровка тахографа расскажет статья: Калибровка тахографа.

Как пользоваться тахографом читайте здесь.

Второй, предназначен для осуществления, как международных, так и внутрироссийских перевозок. Однако, для подтверждения законности его использования на территории РФ необходимо иметь карту допуска для осуществления рейсов между странами.

Данный вопрос наиболее актуален, так как согласно Приказу Минтранса РФ от . 2013г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения ТС тахографами» и следующему за ним Приказу от г. № 36 п. 1 «Об утверждении требований к тахографам…» с г.. Использовать устройства типа ЕСТР для перевозок только по России запрещено.

Если 2 водителя

Если в процессе использования задействовано 2 водителя, у каждого из них должна иметься личная карта, на которую записывается его режим работы. Процедура активации идентификатора напарника осуществляется одновременно с первой.

При этом если один человек находится за рулём, второй в это время отдыхает и наоборот. Эти сведения обязательно должны быть отображены на тахографе.

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать). Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Как снять тахограф

Фото 4

Самостоятельное снятие цифрового современного тахографа может понадобиться только в случае его полного удаления в транспортного средства. Чаще всего это происходит в случае продажи или утилизации автомобиля.

Основная разница между использующимися ранее аналоговыми (шайбовыми) и современными заключается в том, что каждое устройство в момент установки блока СКЗИ регистрируется в ФСБ, потому после того как оно удалено с автомобиля – водитель обязан сдать его в специализированные компании.

Следует добавить, что за это собственник тоже должен будет заплатить определённую сумму.

Если без снятия тахографа не обойтись, снять его достаточно просто.

Принцип установки сконфигурирован аналогично установке магнитолы:

  1. Пластиковый корпус расположен в металлическом кожухе (чаще всего).
  2. Подключение проводки осуществляется с задней стороны.

Прибор передаёт сведения о маршруте в режиме Глонасс, потому даже элементарное снятие электропитания (отключение АКБ), отобразится в его работе. Исходя из этого, выполнение любых ремонтных работ в процессе рейса может осуществляться только при согласовании с собственником ТС.

При этом следует учитывать, что вскрытие устройства своими руками и нарушение целостности пломб, может быть расценено как попытка получить сведения, касающиеся государственной тайны РФ, а в отношении лица, совершившего данные действия будет возбуждено уголовное дело по ст. 283 УК РФ.

Какова стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль найдете в статье: Установка тахографа на грузовой автомобиль.

Про цену тахографа с СКЗИ с установкой узнаете здесь.

Для чего нужна карта предприятия для тахографа читайте тут.

Несмотря на то, что эксплуатация тахографов российскими водителями практикуется уже более 10 лет, в данном направлении ещё масса недоработок. Это касается не только законодательных нюансов, но и самих устройств. Хотя за приобретение, установку, последующее обслуживание и даже демонтаж, собственник авто платит из своего кармана немалые деньги, продукция отличается низким качеством.

Объясняется это тем, что некоторые комплектующие приборов отличаются низким качеством, так как созданы на базе карт для кассовых аппаратов. Это приводит к тому, что в процессе постоянных температурных перепадов, вибрации и возможных скачков в электропитании они часто приходят в негодность.

Что делать, если инспектор инспекционных органов требует извлечь диаграммный диск?

Водитель должен хранить все шайбы за последние 28 рабочих дней. Поэтому, он обязан предоставить их инспектору для проверки, а также 29 диск из прибора. Правда, перед этим необходимо уточнить наличие личного штампа. Если последнего нет, водитель может отказать в извлечении диска. В последующем действие может расцениваться как грубейшее нарушение.

Обратите внимание

Карта водителя не должна находиться вблизи электромагнитного излучения. Оно негативно влияет на чип. Также случается, что тахограф не читает или «выплевывает» карточку обратно. В таком случае требуется отремонтировать устройство в ближайшем сервисе. По закону, водитель имеет право ездить без карты на протяжении семи дней (если автомобиль находится в рейсе). При этом водитель обязан вносить данные на ленту тахографа вручную, подтверждая действия личной подписью.

Главные аспекты

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Тахографы — аппараты для фиксации целого ряда существенных параметров движения транспортного средства. Их установка является обязательной для определенных категорий автомобилей.

Первоначальные данные

Что необходимо для его работы

Для работы тахографа требуется присутствие в его составе следующих элементов:

Законодательная база

Законодательная база по использованию тахографов включает:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения»;
  • Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • приказ Министерства транспорта №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…»
  • Кодекс об административных правонарушениях, где установлены санкции за отсутствие тахографа или его состояние, не соответствующее требованиям.

Водителю на заметку!

Переживать о том как пользоваться тахографом с шайбой не стоит. С 2006 года аналоговые устройства выведены из эксплуатации и не могут устанавливаться на авто. Сделано такое по причине трудоемкости считывания и анализа данных, а также легкости искажения (подделки) информации. На смену аппаратам этого типа пришли новые модели цифровых устройств. С другой стороны некоторые компании еще не успели модифицировать свои автомобили. Законодательно они имеют право это сделать до 1-го января 2022 года.

Правила работы с тахографом

В Украине знать, как ездить по тахографу, нужно в первую очередь международным перевозчикам и работникам автотранспортных компаний, установивших приборы на грузовики собственного автопарка. Это касается и водителей-международников, работающих на маршрутах в Россию, которая ввела европейские нормы с 2013 года.

Чтобы понять, как правильно ездить по тахографу, водитель должен изучить конструкцию прибора, принципы его действия, правила эксплуатации. Главным принципом работы должно стать соблюдение ПДД (скоростного режима), чередование периодов работы и отдыха.

В интересах водителя, работающего с прибором, тахограф нужно регулярно проверять и калибровать. Калибровка прибора производится в таких случаях:

  • при установке тахографа на грузовой автомобиль или пассажирский автобус;
  • после ремонта прибора;
  • на плановой основе (раз в два года);
  • после ремонтов грузовика;
  • при повреждении контрольной пломбы на приборе.

Руководству транспортной компании электронный прибор дает возможность контролировать реальный пробег грузовика, местонахождение на маршруте, пресекать «левые» грузоперевозки.
Одновременно менеджеры и диспетчеры теряют возможность принуждать водителя к сверхнормативным работам, ускорению движения на маршруте. Для логистов и маршрутчиков компании показания прибора становятся доказательством отчета водителя о плохих участках дороги на маршруте.

Что такое тахограф

Тахо́граф — контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. Основной отличительной чертой данного прибора от приборов мониторинга иного типа, является возможность идентификации и аутентификации человека управляющего транспортным средством.

Тахограф и скоростной режим

Многие водители, особенно на легковых автомобилях, не всегда придерживаются правил. Тахограф – это устройство, записывающее не только количество и время остановок, но и скорость движения автомобиля. Так, любое превышение будет видно на распечатке. Сотрудник ГАИ имеет право оштрафовать вас за несоблюдение скоростного режима. Кстати, на европейских грузовиках с завода устанавливают ограничитель (85 километров в час). Это исключает возможность намеренного превышения скорости водителем. Перед тем как пользоваться тахографом, учитывайте и этот момент. Все попытки обмануть устройство будут тщетными.

Типы термобумаги

Существует несколько ее разновидностей:

  • Российского типа. Не имеет общих требований и устанавливается заводом-производителем.
  • Европейского типа. Отличается общей стандартизацией и имеет определённые требования (стойкость к влажности, высвечиванию и температуре).

Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.

Хранение Диаграмных дисков (Тахошайб)

Внимание: хранение в кабине ТС, у водителя, на протяжении 28 календарных дней используемых диаграммных дисков и предоставление инспекционным органам, согласно действующего законодательства, обязательно, включая 29 диск находящийся в тахографе.

По истечению 28-ми календарных дней, диаграммные диски необходимо хранить на предприятии либо индивидуальным предпринимателем, владельца ТС.

Срок хранения диаграммных дисков составляет 3 года, по истечению которых, диски могут быть утилизированы.

Несоблюдения указанных действий влечет наложения денежных штрафов, в соответствии с действующим законодательством, в части статьи о предоставлении данных о работе тахографа.

Ознакомимся с каждой функцией отдельно.

Фото 5

Для начала изучим наглядно, ниже представлено изображение передней панели аналогового тахографа на котором хорошо видно расположение индикаций и функций управления аналогового тахографа.

  • Шкала скорости, отвечает за скоростные показатели транспортного средства и является его индикатором скорости.
  • Часы текущего времени, время относительно которого ведется запись на Тахошайбу. Смещение времени влияет на правильность записи данных на Тахошайбе, будьте внимательны следите за правильностью показываемого времени.
  • Индикация наличия Диаграммного диска (Тахошайбы), показывает наличие или отсутствие, либо неисправность диаграммного диска. Индикатор загорается, в случае если шайба не установлена, отсутствует либо испорчена.
  • Индикация превышения скоростного режима, индикатор загорается при превышении транспортным средством установленного, при настройке тахографа, ограничения скорости, так же при превышении скорости запись видеться и на Тахошайбу. Что может быть выявлено при провидении проверки инспектором ДПС.
  • Индикация режимов работы водителей, графические пиктограммы, служащие изображением различных режимов труда и отдыха водителей, для переключения на данные режимы тахографа
  • Переключатель режимов работы, данный переключатель предназначен водителям ТС, для переключения в определенный момент соответствующих режимов их деятельности.
  • Одометр, общий пробег транспортного средства, необходимые показания, в том числе для заполнения тахошайбы, в начале и конце рабочей смены.

Карта для тахографа

Карта нужна для возможности идентификации водителя транспортного средства, а также для считывания информации с устройства контролирующими органами. Все карты оснащены специальным микрочипом — для исключения возможности подделки. Карты бывают следующих типов:

  • карта водителя — для идентификации;
  • карта мастера — нужна для установки и настройки прибора;
  • карта предприятия — для получения и оценки данных тахографа;
  • карта контролера — для снятия показаний работниками ГИБДД и прочими контролирующими органами;

Водителю запрещается использовать чужую карту. Перед началом движения по маршруту он вставляет карту в тахограф, после чего она находится там до возврата транспортного средства на базу. Если водителей двое, вторая карта вставляется во второй слот и второй водитель вводит свой пин-код. Срок действия карты ограничен.

Кроме того, согласно российскому законодательству при наличии в транспортном средстве тахографа, к нему в обязательном порядке должна прилагаться инструкция. При отсутствии инструкции по эксплуатации инспектор ДПС имеет право выписать штраф.

Порядок действий

  1. Перед выездом на маршрут карта водителя вставляется в специальный проем чипом вверх, после чего на экране отоброжается запрос пин-кода. При неверном вводе пин-кода более трех раз, карта автоматически блокируется. Для ее разблокировки используется пук-код, который идет в комплекте с пин-кодом. Если карта и пин-код введены верно, на дисплее должны отобразиться ФИО владельца.
  2. Далее вводятся данные о местонахождении водителя до начала рабочей смены: режим «отдых», либо режим «работа».После того как данные будут введены, водитель может начать движение. С этого момента на дисплее будет автоматически отображаться режим деятельности водителя.
  3. При выключении зажигания тахограф автоматически переходит в режим «отдых», либо сам водитель его переводит нажатием соответствующей клавиши. При выключенном двигателе бортовой самописец выводит на экран режим «отдых». Если двигатель работает, независимо от того, движется автомобиль или стоит, тахограф фиксирует режим «работа». Все данные водитель может наблюдать на дисплее.
  4. По окончании рабочей смены водитель вынимает карту из слота.

Принципы действия и конструкции тахографов

Принципы действия тахографа основаны на трудовом законодательстве Евросоюза, европейских правилах скоростных режимов. Аналоговые и цифровые тахографы настроены на девятичасовой рабочий день одного водителя (до 13 часов с ремонтом). Обязателен перерыв в сорок пять минут после четырех с половиной часов работы. Еженедельно дальнобойщик может проводить за рулем 56 часов, при двухнедельной работе это время уменьшается до 90 часов.

Такие режимы работы и отдыха украинским «дальнобойщикам» покажутся щадящими, но результатом десятилетней практики их применения в Европе стали:

  • снижение количества ДТП на 24%;
  • уменьшение аварий грузовиков со смертельным исходом на 58%;
  • контроль международного автотранспорта;
  • правовая защита водителей.

Прибор, подключенный к замку зажигания и датчику скорости (как вариант – к коробке передач), фиксирует максимальные и средние скорости, время отдыха, ремонтов, смены водителя (для экипажей из двух водителей).

Различают аналоговые и цифровые модели тахографов. Аналоговые приборы старого образца построены по принципу спидометра.

Более сложную конструкцию имеет цифровой тахограф.

Функционал цифрового прибора, снабженного дисплеем, отображает показатели скорости, предупреждения об ошибках, пройденный километраж, текущий режим.
На карту водителя и во внутреннюю память (на электронный диск, который водители называют «шайбой») записываются:

  • сведения о водителе и регистрационный номер грузового автотранспорта;
  • информация о допущенных ошибках (превышениях скорости, безостановочной работе);
  • данные о калибровках;
  • информация о проведенных проверках.

Из моделей тахографов, наиболее удобных для контроля за работой водителя и соблюдением правильности маршрута, нужно отметить цифровые приборы с модулем GPRS. GPRS-модуль с модемом спутниковой связи дает возможность диспетчерам и логистам автотранспортной компании отслеживать место расположения грузовика, в режиме онлайн снимать скорость движения, продолжительность стоянки, фиксировать в компьютере отчеты тахографа без заезда в автопарк, принимать от водителя тревожный сигнал.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://autodont.ru/safety/tahograf/taxograf-cifrovoj-i-analogovyj-instrukciya-polzovatelya
  • https://myautoblog.net/automoto/kak-pravilno-polzovatsya-taxografom/
  • https://www.syl.ru/article/302310/kak-polzovatsya-tahografom-poshagovaya-instruktsiya
  • http://avtopravozashita.ru/tahograf/kak-polzovatsja-tahografom.html
  • http://www.tahoinfo.com/analogovye/kak-zapolnyat-takho-shajbu.html
  • https://autolab24.ru/analogovyj-tahograf/
  • http://www.tahoinfo.com/analogovye/kak-polzovatsya-analogovym-takhografom.html
  • https://autolab24.ru/kak-polzovatsja-tahografom/
  • https://ua.transportica.com/blog/kak-pravilno-polzovatsya-tahografom/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий