Акт о неоказанных услугах жкх

 

Постановление Правительства РФ № 354 позволяет управляющим организациям составлять акт о том, что в квартире без ИПУ проживает больше потребителей, чем официально там зарегистрировано. Сделать это непросто. Рассказываем, как правильно оформить акт об установлении временно проживающих в квартире граждан, чтобы затем использовать его данные при расчётах за коммунальные услуги. Наш эксперт Алексей Барейша посвятил новый выпуск онлайн-программы «PROПлан» актам выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества. Узнайте, что обязательно должно быть в этом документе, кто может его подписывать и как избежать ошибок при внесении информации о нём в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.

Содержание

Составьте в отношении квартир без ИПУ акт об установлении временно проживающих лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Но если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов, об этом составлен акт, то управляющая организация и ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ, ведь величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек:

Нормативы потребления электроэнергии в Карелии

Не составляйте акт при наличии заявления от собственника квартиры о временно проживающих

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами двумя способами: добровольно и принудительно.

Добровольно, это когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляет исполнителю КУ заявление о том, что в его жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).

В таком заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество составителя документа, адрес и сведения о количестве временно проживающих потребителей. Также собственник должен указать дату начала проживания в квартире незарегистрированных лиц и, по возможности, дату их отъезда.

Подобное заявление владелец квартиры или постоянно там проживающий потребитель должен направить исполнителю КУ в течение 3 рабочих дней с момента, как в квартире появились временные жители. Однако случаи, когда собственники помещений в МКД пишут такие заявления, скорее исключение, чем правило.О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ 21669 3

Узнайте о нюансах составления акта выполненных работ и внесения этих данных в систему из видео эксперта

Акт приёмки выполненных работ составляет и подписывает у собственников каждая управляющая организация. Форма этого документа строго регламентирована. Как правильно составить акт и занести информацию в ГИС ЖКХ, рассказал ведущий инженер РосКвартала Алексей Барейша в очередном выпуске онлайн-программы «PROПлан»:

Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ️

Как суды решают споры о безучётном потреблении ресурса

Потребитель, в отношении которого составлен акт о безучётном потреблении, имеет право оспорить документ и доначисления в судебном порядке. Рассмотрим несколько дел из судебной практики по вопросу оспаривания акта о безучётном потреблении ресурса.

Решение в пользу потребителя вынес Тамбовский районный суд, рассмотрев иск исполнителя КУ к собственнику помещения. Акт о безучётном потреблении ресурса не содержал информации о способе безучётного потребления, способе выявления нарушения, объяснений нарушителя. Кроме того, в акте не заполнена графа о месте установки счётчиков. Поэтому суд счёл вину потребителя недоказанной и отказал исполнителю КУ в удовлетворении иска.

Такое же решение вынес Президиум Верховного Суда Республики Бурятия, рассматривая спор потребителя и исполнителя КУ о факте безучтётного потребления ресурса. Суд отметил, что акт о неучтённом потреблении составлен с существенными нарушениями: потребитель не присутствовал при заполнении документа, в акте не отражена причина его отказа. Суд не признал вину потребителя доказанной.

Вологодский областной суд вынес решение в пользу исполнителя КУ, поскольку акт о безучётном потреблении соответствовал требованиями законодательства. Суд отметил, что документ составлен сразу после проверки прибора учёта, в нём указаны способ и место безучётного потребления электроэнергии.Когда начинает действовать индивидуальный прибор учёта 14176 2

Вручите копию акта собственнику квартиры или сделайте отметку об его отказе её получить

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2022 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд 64505 0

Чётко следуйте порядку составления и подписания акта согласно ПП РФ № 354

Собственники не спешат писать заявления исполнителям ЖКУ о том, что в их квартире живёт больше потребителей, чем официально зарегистрировано. Тогда у УО, ТСЖ и РСО есть право зафиксировать самостоятельно такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Правила составления такого акта прописаны в п. 56(1) ПП РФ № 354:

  1. В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, сведения о количестве временно проживающих потребителей. Если есть возможность определить, с какого времени незарегистрированный человек проживает в квартире, то ставится дата начала временного пребывания. При этом важным условием для проставления такой даты является наличие подписи владельца квартиры.
  2. Акт должен быть подписан исполнителем КУ и собственником помещения. Если собственник отсутствует в квартире во время составления акта или отказывается его подписывать, то в документе обязательно проставляется пометка об этом. Также необходимо, чтобы в такой ситуации акт подписали не менее 2 потребителей и член совета МКД/председатель ТСЖ.
  3. Один экземпляр акта необходимо передать собственнику квартиры/постоянно проживающему потребителю. Если он отказывается брать документ, в акте также об этом должна быть поставлена отметка.

  1. Акт в течение 3 дней с момента его составления обязательно направляется исполнителем КУ в органы внутренних дел.

Составьте акт в соответствии с утверждённой приказом Минстроя РФ формой

Форма акта выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена приказом Минстроя РФ от № 761/пр. Отклоняться от нёе нельзя. Это таблица, в которой обязательно должны быть:

  1. Наименование вида работы/услуги.

Как отметил эксперт, важно, чтобы количество наименований работ и услуг в акте соответствовало их перечню, утверждённому ранее на ОСС. Если в перечне 20 позиций, УО не может внести в акт, например, 50 или только три работы/услуги: необходимо отчитаться по всем двадцати позициям. Если работа не была выполнена, то управляющая организация обязана сделать собственникам перерасчёт.

  1. Периодичность и количественный показатель выполненной работы/оказанной услуги. В этой графе указывается частота, с которой за отчётный период выполнялась работа: ежемесячно, каждый день и другое.
  2. Единица измерения работы/услуги, например, кв.м.
  3. Стоимость и сметная стоимость работы/услуги: цена за одну единицу. Например, сколько стоило убрать 1 кв.м. придомовой территории.
  4. Цена выполненной работы/оказанной услуги в рублях. Это общая стоимость работы.

Алексей Барейша отметил, что УО не всегда знают, указывать в этой графе реальную стоимость выполненной работы или плановую. Ответ на этот вопрос, а также на другие: как внести в акт внеплановые работы, как правильно отнести расходы на работы/услуги при их оплате постфактум, как избежать ошибок при указании периода акта и посчитать итоговую стоимость всех выполненных работ и оказанных услуг, узнайте из выпуска онлайн-журнала.Как ТСЖ верно составить смету доходов и расходов: советы эксперта

Фото 1

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. , , КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от . 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

Порядок действий при засоре канализации

Если засорилась канализация, необходимо вызвать слесаря из управляющей компании для устранения проблемы. В случае если при этом еще и затопило помещение, аварию трудно устранить, нужно вызвать аварийную службу. После устранения аварии представитель управляющей компании, ТСЖ и т.д. в присутствии собственника помещения и нескольких свидетелей должен произвести осмотр оборудования и составить акт о засоре канализации.

Причины засоров могут быть разными. Виновниками также могут быть как коммунальщики, которые не производят своевременно очистку стояков, осмотры и т.д., так и жильцы или пользователи помещения, которые ненадлежащим образом пользуются канализацией.

Рекомендуется также после устранения аварии вызвать эксперта для оценки повреждения имущества.

Как правильно составить акт о безучётном потреблении

Исполнитель КУ имеет право проводить проверки состояния приборов учёта коммунальных ресурсов в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354). Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, то составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354).

Такой акт составляется немедленно после завершения проверки. Порядок его составления и направления были установлены постановлением Правительства РФ от № 1498, которое внесло дополнения в ПП РФ № 354.

Согласно п. 85 (1) ПП РФ № 354, акт, помимо сведений о проверяемом ИПУ, должен содержать следующую обязательную информацию:

  1. Дату, место и время составления документа.
  2. Причины, из-за которых проводилась проверка, и выявленные нарушения.
  3. Позицию потребителя или его представителя по нарушению.
  4. Список лиц, участвовавших в проверке ИПУ и составлении акта о безучётном потреблении ресурса.
  5. Подписи исполнителя КУ, совершавшего проверку, и потребителя (или его представителя).

Закон допускает внесение в акт иной информации, связанной с выявленным нарушением. Можно внести отметку, что велась фото- или видеосъёмка, что подтверждается подписями всех участников проверки (п. 85 (1) ПП РФ № 354).

Если потребитель отказывается подписывать акт о безучётном потреблении ресурса, в акте необходимо зафиксировать факт отказа и причины отказа при их наличии. При отказе потребителя от подписания акта или от присутствия при проверке ПУ исполнитель коммунальной услуги должен провести проверку счётчика в присутствии двух незаинтересованных лиц. В таком случае свидетели подписывают акт о безучётном потреблении, подтверждая факт несанкционированного вмешательства в работу ПУ (п. 193 ПП РФ № 442).

Акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю или его представителю лично под подпись или заказным письмом с уведомлением (п. 85 (2) ПП РФ № 354).Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик 163050 13

Обязательно направьте копию акта в орган внутренних дел

Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав на то, что истец не исполнил всех требований к порядку составления акта об установлении фактически проживающих в квартире лиц. Акт не был вручён собственнику квартиры и не направлялся в органы внутренних дел.

Апелляционный суд решение первой инстанции отменил. Судья отметил, что содержание акта соответствует требованиям п. 56(1) ПП РФ № 354, и достоверность содержащейся в нём информации подтверждена проверкой. Ненаправление акта в органы внутренних дел не отменяет факта, что в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. Следовательно, УО вправе рассчитывать плату за КУ согласно данным такого акта.

Орган ГЖН подал жалобу в кассационный суд, который вернулся к позиции первой инстанции, отменив постановление апелляционного суда. УО не выполнила всех требуемых от неё действий при составлении акта, не направив копию документа собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции.

Составленный акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нём количества проживающих граждан. ВС РФ подтвердил правильность позиции кассационного суда. Предписание органа ГЖН осталось в силе, и УО пришлось сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги без учёта данных, указанных в акте.

Проверьте наличие подписей сторон или поставьте отметку от отказе собственников подписать акт

Отдельно Алексей Барейша остановился на таком обязательном атрибуте акта выполненных работ, как подписи сторон. Документ подписывает исполнитель, то есть управляющая организация, и заказчик: уполномоченный ОСС председатель Совета дома или иной собственник помещения в МКД.

Председатель Совета МКД может от лица всех владельцев помещений в доме подписать акт, если за такие его полномочия на ОСС было отдано ⅔ и более голосов от числа всех голосов в МКД. Если в доме нет совета или председатель отказался подписать акт, то УО подписывает документ в одностороннем порядке, делая пометку о причине отсутствия подписи заказчика.

В случае отказа председателя или уполномоченного ОСС собственника подписать акт, эксперт советует собрать на таком документе 1–3 подписи собственников о том, что они принимают работы, а также добиться, чтобы председатель или уполномоченное лицо в акте поставил отметку «не согласен». Зачем это нужно, узнайте, посмотрев видео.Какие ошибки обычно делают УО при составлении перечня работ и услуг

Как рассчитывается объём безучётно потреблённого ресурса

На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354.

Если у исполнителя есть возможность установить мощность подключённого оборудования, то расчёт объёма неучтённого потребления равен произведению мощности оборудования и его круглосуточной работы в течение установленного периода.

В иных случаях объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.

Сделав перерасчёт, исполнитель КУ должен направить потребителю требование о внесении доначислений платы за ресурс (п. 81 (11) ПП РФ № 354). На оплату предъявленной суммы доначислений потребителю отводится 10 рабочих дней с момента получения счёта, иначе исполнитель КУ вправе подать иск в суд (п. 194 ПП РФ № 442, ст. ст. 8, 11, 12 ГК РФ).ПП РФ 1498: как проводить проверки приборов учёта 44866 0

В каких случаях потребление признаётся безучётным

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).

Прибор учёта должен быть в рабочем состоянии: без повреждений механизма, корпуса, пломб, с неистёкшим сроком поверки. Иначе он признаётся вышедшим из строя. Потребитель обязан сразу сообщить об этом исполнителю КУ и в течение 30 дней с момента выхода ПУ из строя обеспечить его ремонт или замену (п. 81 (12,13) ПП РФ № 354).

Если счётчик потребителя вышел из строя, но исполнитель КУ не был об этом извещён в установленные сроки, то при проверке прибора учёта исполнитель фиксирует безучётное потребление ресурса.

Также неучтённым потребление считается, если на ПУ обнаружены следы несанкционированного вмешательства в работу счётчика, которое могло исказить данные счётного механизма (п. 2 ПП РФ № 442). Например, несанкционированным вмешательством считаются механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.Как отличить безучётное потребление ресурса от бездоговорного 9074 1

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/10794-kak-uo-verno-sostavit-akt-o-vremenno-prozhivayuschih-v-kvartire-licah
  • https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/12333-kak-uo-pravilno-sostavit-i-vnesti-v-gis-zhkh-akt-vypolnennyh-rabot
  • https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/9373-kak-sostavit-akt-o-bezuchyetnom-potreblenii-chtob-ego-ne-osporil-sud
  • https://assistentus.ru/forma/akt-o-zasore-kanalizacii/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий